Как воспитать в ребенке личность?

Есть много определений понятия личность. Остановимся на том, что личность – это человек, который осознает свою индивидуальность, способный сознательно управлять своим поведением и вести сознательную деятельность. Конечно, все мы хотим, чтобы наши дети были именно такими, но как воспитать личность в своем ребенке?

Сначала определимся со сроками. Наши бабушки говорили, что «дитя надо воспитывать, пока поперек кровати лежит», то есть воспитание должно начинаться в раннем возрасте. Сегодня эту же позицию заняли и психологи, по мнению которых характер закладывается в возрасте до 2-х лет. Внести коррективы родители еще могут до 5-ти лет, но в дальнейшем изменить характер сможет лишь сам ребенок уже в сознательном возрасте, если почувствует необходимость.

Многие думают, что до 2-х лет – это рано, ребенок не понимает еще ничего. На самом деле ребенок не только уже понимает, но и уже имеет управлять окружающим миром и людьми. Вспомните своих малышей или посмотрите на деток знакомых. Уже в годик мы говорим, что ребенок застенчивый или непоседа, покладистый или требовательный, любит находиться в компании или не выносит присутствия посторонних. Ребенок активно реагирует на мир вокруг него, активно его изучает и делает свои выводы, которые во многом определят его дальнейшую судьбу.

Итак, с возрастом определились: начинать надо в младенчестве. Осталось разобраться с индивидуальностью и сознательной деятельностью. Основой и того и другого является возможность делать свободный выбор. Человек, не имеющий своего мнения, не умеющий самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность – это не личность. Значит, ребенка надо научить пользоваться правом выбора и научить отвечать за принятые решения.

Как можно дать право выбора годовалому ребенку? Он же еще ничего не решает! С одной стороны, это действительно так. Но с другой – не совсем. Как только малыш начал ползать, он тут же попадает в жесткие рамки ограничений: туда нельзя, сюда нельзя… Если будет много запретов, малыш перестанет самостоятельно принимать решение куда ему «ползти». Не проще ли максимально обезопасить дом, и разрешить ему ползать, куда захочет? Не надо запрещать открывать ящики шкафа – надо связать ручки, чтобы малыш не смог их открыть. Девочка хочет играть машинками, а мальчик куклами? Да, пожалуйста! Все это предрассудки, не надо загонять малыша в жесткие рамки. Меньше запретов – больше свободы, больше возможности делать выбор.

Теперь об ответственности. Бежит малыш, спотыкается о стульчик, падает, плачет. Жалея ребенка, мы говорим: «Ну-ну-ну! Плохой стульчик, из-за тебя маленький упал». Что мы делаем? Учим малыша перекладывать ответственность за свои поступки на кого угодно и что угодно. Таких примеров из жизни каждый может привести множество. Результат такого воспитания понятен: начальник плохой, жена стерва, учитель сам ничего не понимает и так далее. Но я – красавец!!!

Сделайте все возможное, чтобы ребенок еще до 2-лет научился самостоятельно принимать решения, самостоятельно думать, дайте ему право выбора, которое, собственно, и отличает человека от животных. Только в таких условиях можно воспитать настоящую Личность.

Оставить комментарий