Название этого жанра происходит от фр. «Noir», чёрный. В 1946 году французские критики впервые применили это определение к особому жанру американского кинематографа. В чём же секрет популярности нуара, и почему он более 50 лет продолжает пленять киноэстетов? Что Вы должны знать о жанре «нуар»?
Он возник из синтеза двух жанров: американского «крутого детектива» и немецкого экспрессионизма, поэтому для него характерны криминальная интрига, условность в определении героя и антигероя, атмосфера мрачной безысходности и пессимизма, неслучайно в фильмах такого рода необычно много чёрного цвета. Первой ласточкой от нуара принято считать «Мальтийского сокола» Дж. Хьюстона (1941). Именно этому режиссёру мы обязаны появлением в кинематографе толстокожего героя-циника и так называемой «женщины-вамп», которая использует и затем предаёт его.
Главные герои фильмов нуар, как правило, убийцы, воры, проститутки и продажные полицейские, и даже если на экране и появляется условный образ положительного персонажа, он определённо имеет и отталкивающие черты: таков закон жанра. «Тут все сволочи и подонки, однако у этого хотя бы присутствует совесть» — думаем мы.
Итак, Вы обязательно узнаете нуар, если:
• Сюжетное действие происходит в тёмное время суток, герои в буквальном смысле находятся в тени
• В кадре чересчур много вертикальных и косых линий
• Присутствует сложная и запутанная хронология действия
• Движения героев размеренны, их эмоции внешне сдержанны
• Ключевым мотивом является мотив города как среды, в которой обитают герои
• Ещё один распространённый мотив — мотив воды. Если на экране постоянно идёт дождь, часто мелькают влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — что ж, это определённо нуар.
В наши дни нуар – не только жанр кинематографа, но и определённая тематическая литература, комиксы. Достаточно вспомнить компьютерную игру «Max Payne» или цикл новелл Фрэнка Миллера. Некоторые исследователи уверены, что теперь это следует называть нео-нуар, апеллируя к тому, что фильмы типа «Чёрной орхидеи», «Отступников», «Китайского квартала» и «Красного райдинга» не столь чисты стилистически, в них больше физического действия (экшна). Хотя, как знать, может быть, такое сочетание традиций и свободы творчества и необходимо современному зрителю?